СМИ о компании

01.10.2012 | «За» и «против» строительства новой дороги в Хибинах

Дорога к новому подземному руднику ГОКа «Олений Ручей» на месторождении Партомчорр может навредить природе, беспокоятся экологи. Тем более, что на 2015 год по соседству с ним запланировано создание национального парка «Хибины». Представители регионального правительства и инициатора разработок – «Северо-Западной Фосфорной Компании», совместно с защитниками природы и журналистами, отправились на место будущего рудника, чтобы убедить присутствующих – редкие растения не пострадают. А при малейшей угрозе – строительство перенесут на другое место.

Почти 100 гектаров вырубленного леса протяженностью примерно 2 километра. Совсем скоро здесь – на месторождении Партомчорр – начнется строительство нового подземного рудника. А вот какая дорога свяжет его с самим горно-обогатительным комбинатом – пока вопрос.

Изначально на заседании рабочей группы при региональном правительстве рассматривалось четыре варианта. В итоге выбрали один, наиболее щадящий для экологии. Но окончательное решение будет принято лишь по итогам инженерно-технологических изысканий.

- Проводили геоботанические исследования по этому варианту трассы. Рассматривалось состояние растительности, возможные места обитания растений для того, чтобы эти данные проектировщики использовали при прокладке трассы. Чтобы, если что, не затронуть ареалы обитания краснокнижных растений, - говорит Юлия Петухова, начальник отдела инженерно-технологических изысканий ЗАО «МурманскТИСИз».

Так называемых «краснокнижных» растений оказалось несколько. В основном, Кассеопея и Лапландский мак – 4 ареала. Они и стали камнем преткновения с экологами.

- Существуют также определенные правила сохранения видов, занесенных в Красную книгу Мурманской области. Перевал Умбозерский является местом концентрации таких видов. Это отмечено и в документации к проектируемому нацпарку «Хибины», а также во многих статьях и документах, которые представлены в научных публикациях Полярно-альпийского ботанического сада, - говорит Ольга Петрова, руководитель программы по сохранению лесов и биоразнообразия Кольского центра охраны дикой природы.

Экологи настаивают: прокладывать дорогу здесь категорически нельзя. И предлагают остановиться на другом из четырех предложенных вариантов: на запад к станции Имандра. Ведь именно он и никакой другой отмечен в схеме территориального планирования Мурманской области, действующей до 2038 года.

- Мы не против национального парка. Но надо сосуществовать как-то вместе, - говорит Александр Зотов, ведущий специалист по охране окружающей среды ЗАО «СЗФК». - При прокладке этой дороги, при эксплуатации рудника Партомчорр будут учитываться все возможные негативные влияния. Лично мое мнение – могут существовать два варианта: и рудник Партомчорр, и также национальный парк. И эта дорога, как один из вариантов, если он будет принят, почему бы ее не использовать в туристических целях?

Специалисты СЗФК уверяют: самосвалы с рудой здесь ходить не будут, так что вред от пыли исключен. И не устают повторять: речь даже о проектировании пока не идет. Окончательные итоги инженерно-технологических изысканий станут известны лишь к февралю. И только после того, на очередном заседании рабочей группы примут решение о строительстве дороги через Умбозерский перевал.

- До конца года этот вопрос будет рассмотрен дополнительно на общественном совете природных ресурсов с тем, чтобы получить больше информации и понять, насколько возможно проведение дороги от Партомчорра до Оленьего Ручья другими вариантами, - говорит Алексей Смирнов, председатель комитета природопользования и экологии Мурманской области.

Источник: Арктик ТВ, 28 сентября 2012 г.