СМИ о компании

01.10.2012 | Где будет дорога - решат сообща

По какой дороге будут доставлять руду с месторождения Партомчорр в Олений Ручей? Этим вопросом сейчас задаются сотни человек. Вернее, спорят. Планируемое создание национального парка в Хибинах только ещё больше осложнило ситуацию. Одни считают, что промышленная трасса и заповедник — несовместимы. Другие, напротив, выступают за единство экологии и экономики.

Наше транспортное средство — не просто большая машина. Настоящий вездеход. С такими колёсами не страшны ни ямы, ни камни, ни горные реки. Едем по маршруту известного всем «Арктик-Трофи», тропой тысяч туристов — поклонников отдыха в Хибинах. Дорога через Умбозерский перевал — одна из возможных трасс для транспортировки руды с месторождения Партомчорр. Сейчас здесь трудятся учёные. Проводят инженерно-экологические изыскания. Задача простая. Выявить ареалы обитания краснокнижных растений, редких животных и возможный вред от промышленного вмешательства.

Вокруг маршрута кипят жаркие споры. Участвуют в дебатах экологи, общественники и промышленники. Представители Кольского центра охраны дикой природы категорически против строительства дороги через Умбозерский перевал. И дело, говорят они, не только в редких растениях. Уже давно официально утверждён другой маршрут - с севера на запад, к станции Имандра.

Ольга Петрова, сотрудник Кольского центра охраны дикой природы: «Именно этот вариант отмечен в схеме территориального планирования Мурманской области до 38 года. Других вариантов дороги в этом документе не указано».

«Северо-Западная Фосфорная Компания» не ставила перед собой задачу перечить документам. Промышленники рассматривают сразу четыре варианта дороги под строительство. А начали с самого удобного — дорога через Умбозерский перевал - самая короткая из предложенных — 42 километра. И самого щадящего, по их мнению, для окружающей среды.

Речь идёт еще и об экономии времени. Рудник на месторождении Партомчорр, по лицензионному соглашению, должен начать работу в 2014 году. Компания уже пошла на уступки — отказалась от строительства здесь ГОКа с полным обогатительным циклом. Руду будут добывать закрытым способом - под землёй. Доставлять руду в Олений ручей на машинах с закрытым кузовом — дабы живому не навредить. И перерабатывать там же, на Оленьем Ручье.

Вся эта территория отведена под строительство промышленной площадки рудника месторождения Партомчорр. Сейчас площадка оборудуется, вырубить предполагают порядка 100 гектаров леса.

Уже через пару лет здесь планируют добывать по шесть миллионов тонн руды в год. Сейчас в спор заинтересованных лиц вмешалось российское Министерство природы. В Хибинах предполагается создание национального парка. И в Москве считают недопустимым прокладку промышленной дороги через заповедник. Но готовы к диалогу. Как и представители областного министерства.

Алексей Смирнов, заместитель председателя комитета промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области: «Мы считаем, что должна быть собрана доказательная база о возможности или невозможности проведения того или иного маршрута. Поэтому мы здесь и находимся — что за собой оставляют эти изыскания».

Изыскания по дороге через Умбозерский перевал будут готовы к весне 2013. Но и оставшиеся три варианта не исключают. Их вновь рассмотрят на заседании общественного совета. Где прокладывать экономически важный для региона маршрут предстоит решить сообща.

Источник: ТВ-21, 28 сентября 2012 г.